«Волшебный парашют»
Дидактическое пособие
Цель: создание условий для всестороннего
физического развития и удовлетворения
естественной биологической потребности
детей в движении.
ЗАДАЧИ:
- Учить дошкольников применять двигательный опыт в игровой деятельности.
- Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, скорость,
внимание, воображение.
- Воспитывать умение действовать в коллективе согласованно; творчество,
самостоятельность и инициативу в двигательно-игровых действиях, эмоциональную
отзывчивость.
Дидактическое пособие «Волшебный парашют» предназначено для дошкольников среднего
и старшего возраста.
Игры с парашютом – это веселые командные игры. Игры могут быть очень активными,
подвижными, а могут быть тихими и спокойными.
Участвовать в игре могут разное количество человек одновременно, в зависимости от
размера парашюта, количества секторов.
Игры с парашютом развивают воображение, когда играющие «превращаются» в животных, а
парашют - в разноцветное облако, радугу, карусель или поезд.
Играть можно как в помещении (в спортивном или музыкальном зале), так и на улице.
В группах младшего дошкольного возраста парашют так же можно использовать. Его
поднимают и опускают, ходят с ним по кругу, одновременно исполняя детские песенки,
стишки или считалки.
Во время участия детей в коллективных играх и игровых упражнениях с использованием
пособия «Волшебный парашют» создается особая обстановка, требующая от детей умения
согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам,
использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также
самостоятельно находить разные способы выполнения задания, придумывать новые игры,
варианты игр и правила к ним.
В результате использования дидактического пособия «Волшебный парашют» у
дошкольников хорошо развита координация движений, повышена двигательная активность,
эмоциональный настрой; дошкольники проявляют дружеские отношения в игре, повышается
интерес к физкультурным занятиям; дошкольники показывают высокие результаты по
основным видам движения, развита фантазия; дети умеют применять полученный
двигательный опыт в самостоятельной игровой деятельности.
Комплекс игр и игровых упражнений
Игра «Пустое место» (старший возраст)
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.
Описание игры.
Дети, встав вокруг парашюта, выбирают считалкой водящего
Пример считалки:
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга!
Дети, держась правой рукой за палочку на краях парашюта, двигаются по часовой стрелке, а
водящий идет в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук…
Все дети останавливаются. Ребенок, возле которого остановился водящий, спрашивает: Кто
пришел?». Водящий называет имя ребенка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой,
Прибежит быстрей домой?
Водящий и ребенок бегут вокруг парашюта в противоположные стороны. Выигрывает тот,
кто первым займет пустое место у парашюта.
Игра «Веселый мяч» (старший возраст)
Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимание, эмоциональную отзывчивость.
Описание игры.
Вариант N 1.
Ребята стоят в кругу, держа двумя руками парашют за палочки на краях. Инструктор по
физической культуре бросает на сектора парашюта резиновый мяч среднего размера
(внимание: мяч не должен быть больше отверстия в центре парашюта).
Дети, поднимая и опуская разные сектора парашюта, стараются перекатывать мяч так, чтобы
он не упал в отверстие, произносят слова:
Ты катись, веселый мячик,
Парашют не даст упасть.
У кого веселый мячик –
Постарайся передать!
Вариант N 2
Ребята стоят в кругу, держа двумя руками парашют за палочки на краях. Инструктор по
физической культуре бросает на сектора парашюта резиновый мяч среднего размера
(внимание: мяч не должен быть больше отверстия в центре парашюта). Дети, поднимая и
опуская разные сектора парашюта, стараются перекатывать мяч так, чтобы он упал в
отверстие. Вначале игры дети произносят слова:
Раз, два, три,
В цель попади!
Игра «Карусель» (средний, старший возраст)
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в разном темпе;
развивать эмоциональную сферу и чувство сопричастности общему делу.
Описание игры.
Дошкольники вместе с инструктором по физической культуре расстилают парашют на полу,
растягивают его по всей окружности. Каждый ребенок берется одной рукой за середину
цветного сектора (парашют состоит из 10 разноцветных секторов).
Дети вместе с инструктором по физической культуре двигаются по кругу и произносят
слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два –
Повернулась детвора.
Дети сначала двигаются медленно, затем темп нарастает и переходит в бег. Дети постепенно
останавливаются, делают поворот и берутся другой рукой за парашют. Направление
движения меняется.
После нескольких повторов (3-4) в конце произносятся слова «Вот и кончилась игра», и игра
заканчивается.
Игра «Поезд» (средний возраст)
Цель: учить сочетать движения со словами и музыкой.
Описание игры.
Дети, держась за парашют левой рукой, двигаются по кругу, правой рукой делают круговые
вращательные движения и говорят слова:
Летит поезд во весь дух
Поднимают и опускают парашют:
Ух-ух, ух-ух!
Повторяют те же движения, только в другую сторону, поменяв руки.
Загудел тепловоз: «У-у!
Домой деток повез.
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»
Я всех мигом довезу!»
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» (старший возраст)
ЦЕЛЬ: развивать гибкость, координацию движений, выносливость.
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Дети ложатся на живот у парашюта таким образом, чтобы каждому достался сектор
определенного цвета, и держат парашют двумя руками за палочки на концах. Руки вытянуты
вперед, ноги вместе. Инструктор говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два,
море волнуется три – золотая рыбка плыви!» Дошкольники одновременно поднимают
прямые руки и ноги, выполняя волнообразные движения парашютом. Затем несколько
секунд отдыха и упражнение повторяется.
Игра «Салют» (средний, старший возраст)
Цель: развивать быстроту реакции, активизация двигательных навыков, воспитывать умение
действовать в коллективе согласованно.
Описание игры.
Дети набирают как можно больше шариков из сухого бассейна и кладут их на парашют.
Затем берут двумя руками за палочки на краях парашюта и медленно поднимают его, говоря
слова «раз, два, три!». После слова «три!» бросают шарики вверх. Затем бегут и собирают
шарики, снова кладут их на парашют, и игра снова повторяется.
Игра «Радуга» (старший возраст)
Цель: закрепить знания цвета, умение реагировать на сигнал; развивать внимание,
воображение, скорость.
Описание игры.
Дети держат парашют двумя руками за палочки, встав вокруг парашюта таким образом, что
каждому достается сектор определенного цвета. Поднимая и опуская парашют, произносят
слова:
Раз, два, три,
Радуга взлети!
Инструктор по физической культуре выбирает два не расположенных рядом цвета и
называет их. Ребята, резко вскинув руки, поднимают парашют вверх, образуя купол, а дети,
стоявшие у сектора названного цвета, быстро пробегают под ним. Так инструктор по
физической культуре называет все цвета. Главное – внимательно слушать и быстро
реагировать!