Развивая двигательную сферу ребёнка, мы идём по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.

– так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливаются в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше.

Телесно-ориентированная психокоррекция – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. 

                   Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о детях.

                   Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Если малыш голоден или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать.

Все теоретические концепции телесно – ориентированной терапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений, направленных на достижение определенных целей:

•      снятие стресса;

•      снятие хронической усталости;

•      лечение неврозов, депрессий;

•      избавление от страхов;

•      избавление от чувства неудовлетворенности;

•      повышение самооценки.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную:

Пассивная: взрослый создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять напряжение.

Пассивная работа представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.

Активная: связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.

Методы телесно-ориентированной психотерапии применяются при таких проявлениях, как:

 

•      Тревожность, возбудимость, плаксивость

•      Агрессивность

•      Страхи и фобии

•      Навязчивости и стереотипии

•      Трудности с общением, стеснительность, зажатость

•      Замкнутость, закрытость

•      Психосоматические проблемы: тики, энурез, заикание и пр.

Телесно-ориентированная коррекция дает детям информацию об окружающем через телесные ощущения и направлена на решение многих задач развития детей, это:

•      Развитие координации равновесия

•      Развитие эмоциональной сферы

•      Развитие навыков общения

•      Развитие мелкой моторики

•      Обучение основам саморегуляции

•      Моделирование эмоций

•      Снятие психомоторного напряжения

•      Развитие зрительного анализатора

 

Элементы  телесно-ориентированной терапии:

•      Физические упражнения и игры

•      Дыхательные упражнения

•      Глазодвигательные упражнения

•      Пантомимика

•      Самомассаж

Эффективность методов:

•      контакт с ребенком

•      снятие эмоционального и психомоторного напряжения

•      развитие координации и равновесия, крупной и мелкой моторики

•      повышения сенсорной чувствительности, развитие зрительных, тактильных, слуховых анализаторов

•      коррекция эмоционально-волевой сферы, навыков общения

•      уменьшение нежелательных проявлений   у гиперактивных, тревожных, агрессивных, у детей со страхами, с трудностями в общении, с психосоматическими проблемами: тики, нарушение осанки и др.

Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы

идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.

А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в психокоррекционные программы существенно расширяет их возможности

У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля.